ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ, РЫНОК

 

ФАКТЫ И ОБЗОРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМИТЕТ

ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ

ЧЕЛЯБИНСК

 

 

 

 

Аналитический доклад

 

Челябинская область:

Инвестиционная стратегия - 2013 и экономическая реальность

 

В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА  (далее стратегия) представлены общие принципы и многие детали управления региональным инвестиционным процессом. Однако вне поля зрения остался ряд ключевых проблем текущей ситуации с инвестициями в регионе. Без рассмотрения указанных проблем, сложно говорить о реалистичности и практической значимости этой стратегии в целом.

 

В первую очередь вызывает сомнение обоснованность прогнозирования в регионе инвестиций, а также ряда мер, намеченных по реализации стратегии. Здесь следует обратить внимание на следующее:

·      несоответствие общих положений программы ключевым тенденциям динамики инвестиций за последние годы (что обуславливает малую достоверность всех последующих материалов стратегии);

·      несбалансированность и недостаточность предложенных в стратегии мер, необходимых для качественного изменения социально-экономической ситуации в Челябинской области (что ставит под сомнение реальность формирования “новой экономики” региона в целом).

 

Анализ динамики инвестиций Челябинской области в посткризисный период приведен ниже по официальным данным Росстата по Челябинской области с 2008-2011гг. В целом он показывает, что каких либо заметных перемен в региональном инвестиционном процессе не произошло.

 

 

         1. Основные тенденции и проблемы динамики инвестиций Челябинской области

 

Стагнация инвестиций в основной капитал и спад в инвестициях с участием иностранного капитала.

Стагнация - отсутствие устойчивого роста в целом и спады по отдельным ключевым показателям характерны для Челябинской области с 2008-2011гг.

Объем инвестиций в основной капитал организаций так и не превысил докризисный уровень (неустойчивый, нейтральный - скорее отрицательный тренд).

Совместные инвестиции в основной капитал с участием иностранного капитала, которые во многом являются  индикатором  “прозрачности “ инвестиционного процесса и инвестиционной привлекательности  региона,  имеют выраженную тенденцию к спаду (достаточно явно выраженный спад). С учетом текущего уровня инфляции (только в 2012 году 6,5%) можно однозначно утверждать о свертывании объемов инвестиций (при рассмотрении в неизменных ценах).

При сохранении подобных тенденций, рассчитывать даже на минимальный рост инвестиций (5-7%),  необходимый для простого воспроизводства основных фондов нереально.

 

 

Отставание инвестирования новых отраслей

По основным отраслям структурные отраслевые изменения в 2011 году в сравнении с 2008 годом минимальны.

 

 

Появления масштабных новых точек роста в отраслевой структуре инвестиций не заметно. Сохранение доли инвестиций в металлургии и рост доли в энергетике связан с работой отдельных компаний национального уровня и практически не зависит от политики региона. В сравнении с этими наиболее значимыми, традиционно инвестируемыми отраслями, доля других отраслей экономики сокращается с 25% в 2008 году, до 18% в 2011 году. Подобные изменения в  структуре инвестиций способствует углублению моно- экономического развития региона. В свою очередь, это противоречит стратегической перспективной цели - диверсификации экономики региона и развитию новых отраслей, отходу от стереотипа – региона руды, чугуна и стали.

 

 

Тенденции вывоза капитала из региона

Регион с точки зрения значительной части местного бизнеса становится все менее привлекательным для инвестирования.

Доля прибыли в объеме инвестиций сокращается с 36% в 2008 году, до 22% в 2011 году. Поэтому развитие все больше финансируется за счет обязательных амортизационных отчислений. Доля привлеченных средств (кредит, бюджетные источники) немного возрастает.

  Такие тенденции  возникают, когда одна часть бизнес сообщества, не видит перспектив масштабного регионального развития, а другая, ожидая высокую прибыль, идет на дополнительные кредитные риски. Негативная тенденция роста вывоза прибыли с действующих производств и возведение новых производств с привлечением кредитных средств указывает на неоднородность субъективных условий ведения бизнеса в регионе.

Подобное обстоятельство принижает возможности инвестирования, особенно долгосрочного, и препятствует развитию региона в целом.

 

 

Отрицательный баланс иностранных инвестиций

 

Тенденция вывоза капитала из региона характерна также для иностранных инвестиций. Минимум ввоза и ввоза инвестиции пришелся на 2009 год.  Однако докризисная ситуация превышения вывоза инвестиций за рубеж над ввозом – поступлением, восстановилась в 2011 году.

В 2011 отрицательный баланс (поступление минус вывоз инвестиций за рубеж) вышел на уровень млрд. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Реальные возможности и ограниченность стратегии инвестиционного развития Челябинской области

 

Прогнозируемая ограниченность развития региона.

Несоответствие основных показателей стратегии общим требованиям регионального развития очевидны.

Основные показатели прогнозных сценариев развития Челябинской области до 2020 года определены на основании двух сценариев развития.

 

1.       Стабилизационно - инерционный – основан на складывающихся тенденциях и имеющихся инвестиционных планах крупных компаний;

2.       Индустриально - модернизационный – основан на ускоренном развитии промышленного комплекса в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.

 

Однако в первом случае сценарий сохраняет все отмеченные выше негативные тенденции, включая ускоряющийся вывоз капитала, а втором случае сценарий достаточно сложно применить к неоднородной экономической ситуации Челябинской области. Активизация использования различных региональных резервов в стратегии не упоминается, так же как и развитие наиболее динамичного малого и среднего бизнеса.

 

Фактически прогнозные сценарии стратегии продолжили более чем десятилетнюю маловыразительную практику инвестиционного регулирования в регионе.

В результате до 2020 года годовой рост объемов инвестиций в основной капитал находится на уровне 104-106%, в том числе и иностранные инвестиции в размере 102-104% (см. система индикативных показателей - таблица 18 стратегии).

О техническом перевооружении региона при подобных темпах речь не идет. Такой полу стагнационный рост в условиях реальной инфляции  (5%-6%) в лучшем случае может только слегка замедлить старение существующих основных фондов. Преобразование региона и формирование “новой экономики” при реализации данной стратегии нереально.

 

 

Спорные приоритеты инвестиционного развития территорий Челябинской области

Территориальная реализация стратегии вызывает не меньше вопросов. Территориальная структура экономики региона (см.глава 11. территориальные приоритеты инвестиционного развития Челябинской области) представлена крайне упрощенно: три экономических округа и две городские агломерации – Челябинск и Магнитогорск. Такая структура не соответствует реальности. Например, город Копейск, практически промышленный пригород Челябинска, в стратегии отнесен к Южному экономическому округу вместе с удаленными на 400 км от него сельскохозяйственными Брединским и Кизильским районами. Определение общих приоритетов инвестирования при подобном территориальном планировании бессмысленно. Впрочем, использование для иллюстрации стратегии устаревшего образца цифровой карты Челябинской области 1993 выпуска, с искажениями границ времен СССР (границы ЗАТО, сокращение территорий некоторых районов до городских центров Пласт, Усть-Катав и др.) во многом характеризует актуальность и степень проработки территориальных вопросов.

В связи с вышесказанным, нереальность территориальной стратегии на практике очевидна.

 

Ограниченная информационная (интернет) поддержка

Дополнение любой стратегии информационными материалами интернета является сейчас важнейшим условием “прозрачности” и инвестиционной привлекательности региона. В случае с рассматриваемой  стратегией обилие информации на сайте http://oblinvest74.ru/ не существенно влияет на ситуацию с информативностью. Разнородность и отсутствие общего стандарта делают информацию малопригодной для каких либо реальных социально-экономических оценок. Это относится даже к такой важной информации, как инвестиционные паспорта территорий,

 

Появление стратегии должно содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Челябинской области. В то же время, по целому ряду моментов, очевидна ее некорректность. В итоге слабая реалистичность стратегии ставит под сомнение реальность работы по повышению инвестиционной привлекательности региона.

Вместе с тем, заметно отставшая в инвестиционном развитии Челябинская область, имеет значительные резервы роста. Однако, для использования резервов  необходимы реальные, а не декларативные институциональные преобразования. В совокупности указанные обстоятельства в настоящее время является важным, но традиционно не упоминаемым конкурентным преимуществом Челябинской области – региона по-прежнему не используемых возможностей.

 

 

 

 

Рабочая группа Комитета гражданских инициатив – Челябинск

под руководством С.С.Гордеева,

Научно-обазовательный центр Института экономики УрО РАН и ЧелГУ

 

 Февраль 2013г.

 

 

 

 

Обзор NEW

Оглавление

 

 

 (c) . ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ, РЫНОК