ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ, РЫНОК

 

 

 

АНАЛИТИКА И КОММЕНТАРИИ

 

 

 

Продолжаем серию статей Публичной школы прикладной экономики "Наш регион" научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ. Эти публикации отражают результаты совместных научных исследований и дают четкую ориентацию для широкого круга читателей о реальной ситуации в региональной экономике.

 

 

 

Сергей ГОРДЕЕВ кандидат экономических наук,

руководитель НОЦ развития РСЭС ИЭ УрО РАН и ЧелГУ

 

“ЗИГЗАГИ” ДИНАМИКИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНА

 

Региональная экономическая и финансовая политика региона во многом определяет наше благосостояние. Однако проведенный анализ сбалансированности динамики доходов и расходов Челябинской области за ряд последних лет показал, что на практике она была далеко не оптимальной. Это привело к не лучшим последствиям. Так, по итогам прошлого 2009 года Челябинская область по обеспеченности средствами бюджета на душу населения оказалась на последнем месте на Урале и существенно уступила даже Курганской, которая традиционно считалась беднейшей. В 2009 году ежемесячный доход консолидированного бюджета приходящийся на одного жителя (в возрасте от 18 до 72 лет) составлял в Челябинской области 3,9 тыс. рублей, против 4,7 тыс. рублей в Курганской. Отставание от других соседей по Уралу было еще более существенным. Образ передового субъекта РФ, активно финансирующего и развивающего социальную сферу, не нашел отражения в динамике финансовых показателей. Столь значительный провал не мог возникнуть «мгновенно» и объясняться только кризисом.

Несомненно, причины такой ситуации копились в течение ряда лет и определялись проводимой экономической и финансовой политикой. Рассматривая динамику расходов и доходов консолидированного бюджета Челябинской области приведенную на рисунке, бросается в глаза устойчивое и значительное превышение доходов над его расходами 2006-2007 годах, то есть фактический профицит бюджета. Его величина в 2006 году достигает 8 млрд. рублей, что составляет более 13% от годового объема. Причем это не случайное, разовое превышение, поскольку оно практически в том же объеме перешло и на следующий год. Объективных причин для получения столь значительных «незапланированных» доходов в Челябинской области в то время не было. В таких размерах разрыв по доходам формировался во многом искусственно, путем принятия областным правительством заниженных обязательств. Например, первоначально в бюджете 2006 года был запланирован доход по налогу на прибыль в 11 млрд. рублей, а реально получен в два раза больше – 22 млрд. рублей (в следующем году соответственно 14 млрд. и 30 млрд.). В такой ситуации появляются широкие возможности для оперативного не контролируемого распределения «незапланированных» доходов.

При подобной политике формирования столь масштабных дополнительных «незапланированных» доходов в 2006-2007 годах и последующего их оперативного распределения, возникает вопрос об эффективности использовании финансов и качестве контроля за их расходованием. Такая политика не отвечает экономическим интересам области, по меньшей мере, еще по двум причинам. Во-первых, на счетах казначейства "замораживаются" миллиарды рублей. Потери от этого исчисляются в сотнях миллионов – порядок цифр легко понять, исходя из ставок банка в указанный период. Во-вторых, прямо или косвенно сокращается финансовая поддержка развития области из федерального бюджета. Причем именно в эти в годы в стране существенно увеличивались объемы федерального целевого финансирования, что более активно использовали соседи. Подобная «финансовая независимость», ранее широко рекламируемая, только способствовала замедлению роста доходов области в сравнении с остальными регионами.

Эффективность последующей политики массового освоения средств бюджета в 2008 году так же вызывает, сомнение. В это время рост расходов в регионе стал заметно обгонять рост доходов. В течение 2008 года расходы бюджета в Челябинской области резко возросли и достигли рекордного значения – 111 млрд. рублей. В бюджете региона взамен доставшегося профицита в 7 млрд. рублей образовался дефицит в 6 млрд. рублей. Тогда же, помимо разницы между профицитом и дефицитом (около 13 млрд. рублей), еще были «успешно освоены» около 10 млрд. рублей, авансом перечисленные предприятиями в счет налога на прибыль подлежащие возврату в следующем году. То есть в 2008 году было введено в оборот 23 млрд. рублей доходов, которые были израсходованы без заметного улучшения условий жизни населения или запомнившихся масштабных проектов. Результаты этого в полной мере проявились в 2009 году.

Экономическая и финансовая политика резко изменилась на противоположную после начала кризиса в 2009 году, что однако ситуацию не спасло. Возврат полученных авансом в предыдущем году около 10 млрд. рублей (в основном – металлургам) привел к настоящему обрушению доходов областного бюджета и последующему во многом механическому урезанию всех программ развития области. Несмотря на свертывание финансирования по многим направлениям дефицит бюджета оказался порядка 5 млрд. рублей. В результате, по ряду показателей Челябинская область оказалась среди худших, не только на Урале, но и в России. В кризис правительства стараются поддерживать экономику дополнительными вливаниями государственных финансов, у нас же в регионе, наоборот, госзаказ резался «по живому» и последствия для населения стали очевидны. “Зигзаги” экономической и финансовой политики отражены на рисунке.

Предварительные результаты анализа данных текущего 2010 году показывают, что ситуации с доходами бюджетов постепенно выравнивается. За 9 месяцев текущего собственные доходы бюджета области существенно подросли и приблизились к наибольшим значениям (около 90% от уровня 9 мес. 2008г.). Причем, за счет более активной финансовой политики по привлечению федеральных средств по общему объему доходов область уже превзошла максимальный докризисный уровень (80,8 млрд.руб. или 101% от уровня 9 мес. 2008г.). При наблюдаемом темпе роста, вероятно что максимальный докризисный объем собственных доходов области также будет превышен до конца года. Хотя реальный уровень доходов из-за инфляции будет ниже. Однако выход на докризисные значения в абсолютном виде является только первым моментом, отражающим перемены в формировании новой более эффективной экономической и финансовой стратегии развития области, а так же ее реализации. В тоже время, быстро преодолеть столь заметные последствия предшествующей провальной экономической и финансовой политики будет сложно. C последнего места в лидеры сразу не попадешь. Будем надеется, что далее начнется рост нашего благосостояния и Челябинская область выйдет на свое достойное место.

 В работе были использованы материалы регионального аналитического центра «Стратегии и Мониторинг».

 

 

 

 

 

Обзор NEW

Оглавление

 

 

 

Свидетельство о регистрации СМИ (Эл №77-6504 от 13 сентября 2002 г.)

(c) . ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ, РЫНОК